Ржевский артиллерийский полигон

Ржевский артиллерийский полигон

Предисловие. 


           Есть такое место в Ленинградской области — Ржевский полигон. Ещё в 2010-2013 годах , когда я работал на заводе Арсенал, нас возили туда на испытания Артеллирийских корабельных орудий, возили через 2 кпп с солдатами , по длинной бетонной дороге, отворачивающей с «дороги жизни».

Схема полигона, где проводят испытания пушек
Схема полигона, где проводят испытания пушек

         На огромной территории полигона нет ни одного населённого пункта, туда не может въехать не одна машина, там регулярно проводятся стрельбы из больших и малых корабельных орудий, убойная длинна полёта снарядов некоторых из них около 30 км. через полигон проходит всего 1 дорога общего пользования, она соединяет пос. Борисова Грива и пос. Матокса, длинна этого отрезка дороги 40км, но ехать вы будете это расстояние около полутора часов, если не хотите оставить колеса, так как ямы в старой бетонке достигают метр в длину на пол метра в глубину, без преувеличения, и появляются такие ямы через каждые 5-10 метров. Вдоль всей этой дороги со стороны полигона находящийся ближе к Питеру насыпан земляной вал высотой метров 10, для того, чтобы низко летящие снаряды не попали в едущий транспорт.

… 


           На вторых майских праздниках (2015г) мне было нечем заняться и я решил разведать территорию Ржевского полигона, открыл спутниковые карты, посмотрел тропы и через пол часа уже ехал на электричке до ЖД станции Бернгардовка.

Мой веломаршрут

Исследовать такую большую территорию я решил на своём верном, железном коне.

Велосипед
Мой велик

           От ЖД станции до моей первой точки — карьера я добрался за 10-15 минут. Карьер этот, по местной легенде, образовался довольно интересным образом, планировалось выровнять площадку для какого-то будущего завода на территории полигона, выровняли, начали рыть котлован, каждый раз котлован рыл один и тот же трактор с ковшом, который в конце смены оставляли на дне ямы и рабочий шёл домой. Но однажды придя с утра на работу — тракторист не нашёл своего трактора, потому , что его скрывала толща воды метров в 10 :) 
           Говорят, что трактор дорыл до артезианских вод, собственно карьер теперь наполнен минералкой небесно-голубого цвета, вода очень чистая, рыбы и водорослей нет, купаться летом там одно удовольствие. 

Карьер возле Всеволожска
Карьер возле Всеволожска

От этого карьера можно считать начало Ржевского полигона. Дальше я поехал по старой, военной ЖД ветке, вернее по её остаткам.

Остатки железнодорожных путей
Остатки железнодорожных путей

Весна — пора, когда природа просыпается, повсюду были эти белые цветочки — Ветреница дубравная .

Ветреница дубравная
Ветреница дубравная

По всему полигону установлено множество смотровых вышек подобной этой, с них открывается хороший обзор на округу

Смотровая вышка
Смотровая вышка

С этой например я разглядел бывшую военную обсерваторию

Бывшая военная обсерватория
Бывшая военная обсерватория

На верху раньше был телескоп, об этом мне поведал местный сторожил, это ,кстати, участки себе вояки отжали.

Обсерватория
Забраться внутрь проблематично

           Обсерватория оказалась на замке, а ближайшее окно на высоте 4-х метров. 

… 


           На территории полигона проходят несколько дорог для военных, они соединяют южную часть полигона с северной, как оказалось позднее — место это излюбленно квадроциклистами мотоциклистами, которые ездят туда, чтобы «помесить грязь» на местных тропах. 
Через каждые 300 метров мне попадалась такая вот табличка: 

Объявления на деревьях намекают)

Были так же и аналогичные предупреждения про майские праздники, но сфотографировал я только эту.

Полигонная дорога
Полигонная дорога

Через некоторое время показалась ещё одна вышка

С неё видна позиция отстрела пушек

едем дальше…

 

Снова вышка, на этот раз с видом на заболоченное озерцо.

Заросшее озерцо на полигоне
Заросшее озерцо на полигоне

Очень голодное дерево
Очень голодное дерево

         Следующей точкой был «Поклонный крест», вот что по этому поводу говорит викимапия: 
Предположительно одно из мест под Ленинградом, где приводились в исполнение смертные приговоры первых лет Советской власти (примерно с середины 1920 гг до конца 1930 гг) 
На месте установлен деревянный поклонный крест, к деревьям прикреплены иконки. 
Это же место указывается в автобиографическом романе финского писателя Юхани Конкка «Огни Петербурга» 

Крест на ржевском полигоне
Крест в сердце полигона

Старая финская брусчатка, прекрасно сохранилась.

Старая финская дорога
Старая финская дорога

Дальше я отправился на озеро школьное. 
           Для отработки старта на крупномасштабной модели (масштаб 1:4) на Школьном озере Ржевского полигона в 1974 году был построен стенд, где впервые были отработаны принципы выброса ракеты из шахты пороховым аккумулятором давления, движения ракеты со сбросом отделяющихся частей амортизации и запуска двигателя увода. Затем исследования были продолжены на натурных макетах ракет на плавстенде ПС-5М в Балаклаве. Корабельные испытания комплекса Д-11 проводились на подводной лодке К-140, переделанной по проекту 667АМ на Северном флоте. (с)Викимапия 
Вот , что осталось от стенда и былого величия. 

Ящик для хранения боеприпасов
Ящик для хранения боеприпасов
Бывший испытательный стенд
Бывший испытательный стенд на озере «школьное»

Едем дальше, местность становится холмистой

Холмы в ленинградской области
Холмы в Ленинградской области

То слева, то справа мелькают какие-то непонятные бетонные укрепления

Бетонные конструкции

Дорога становится совсем паршивой, часто велосипед приходится толкать вперёд руками, не проехать даже на пониженной передаче, колёса вязнут в каше.

Трудно проходимый участок
Трудно проходимый участок
Становится еще хуже

Дорога вела в Пурново, на испытательную базу ГИПХ 

Пурново, на испытательная база ГИПХ
Пурново, на испытательная база ГИПХ

Остатки жизнедеятельности военных
Остатки жизнедеятельности военных
Стекляшки сохранились очень хорошо, но строили явно через одно место
Стекляшки сохранились очень хорошо, но строили явно через одно место
Бункер
Бункер

Сразу за испытательной базой следовала Лаборатория 122, говорят она специализировалась на лазерных технологиях.

Лаборатория 122
Лаборатория 122

Кругом пусто, разруха, всё заброшено и вывезено.

Остатки былого величия
Остатки былого величия

Выезжаю на дорогу через полигон и через какое-то расстояние снова вижу вышку.

Езда без рук опасна
Езда без рук опасна))

К ней было не подойти, так как её окружали болота глубиной по колено.

Очередная вышка
Очередная вышка

На протяжении всего пути мне попадалось большое количество речек, все они были с водой цвета Кока колы.

Речка, Ржевский полигон
Речка

Очень скоро я достиг бывшего села Рогозинка, которое впоследствии стало военной частью, которую потом тоже забросили.

КПП Рогозинки
КПП Рогозинки
МИК (Монтажно-Испытательный Комплекс)
МИК (Монтажно-Испытательный Комплекс)
Внутри МИКа
Внутри МИКа
Внутри МИКа
Внутри МИКа
Центр связи.
Центр связи.
Внутри центра связи
Внутри центра связи

         Внутри центра связи сохранилось большое количество приборов, довольно интересное место. 
Это было последнее, что я увидел на Ржевском полигоне, потому что через 4 км был выезд на трассу, напоследок я решил посмотреть озеро Волоярви .

Волоярви
Волоярви

По соседству на ферме были очень дружелюбные бычки

А время уже было к закату, день прошёл очень быстро и насыщено, я совсем забыл, что это было 9-е мая, и то что если днём +20 и можно кататься в шортах и футболке — то после захода солнца температура может опустится до +5 ,+10 градусов и наступит лютый дубак .

                  По пути к железнодорожной станции мне попалось ещё несколько интересных объектов…. На территории военного городка установлена Ракета-носитель «Космос-3М» 11К65М

Ракета скрыта за деревьями
Ракета скрыта за деревьями

Модульная станция «Воронеж-ДМ» высокой заводской готовности (ВЗГ), предназначена для использования в составе системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН)

Модульная станция «Воронеж-ДМ»
Модульная станция «Воронеж-ДМ»

             Последние лучи теплоты… и 15 км до ЖД платформы. 
             Если кратко — топил я, что было сил, под конец даже начал неплохо так замерзать, когда оказался на платформе — было 22:00, посмотрел с платформы салют в честь 9-го мая, и через 5 минут уже грелся в электричке. 

ЖД станция Пери
ЖД станция Пери

…End

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *