Ржевский артиллерийский полигон
Предисловие.
Есть такое место в Ленинградской области — Ржевский полигон. Ещё в 2010-2013 годах , когда я работал на заводе Арсенал, нас возили туда на испытания Артеллирийских корабельных орудий, возили через 2 кпп с солдатами , по длинной бетонной дороге, отворачивающей с «дороги жизни».
На огромной территории полигона нет ни одного населённого пункта, туда не может въехать не одна машина, там регулярно проводятся стрельбы из больших и малых корабельных орудий, убойная длинна полёта снарядов некоторых из них около 30 км. через полигон проходит всего 1 дорога общего пользования, она соединяет пос. Борисова Грива и пос. Матокса, длинна этого отрезка дороги 40км, но ехать вы будете это расстояние около полутора часов, если не хотите оставить колеса, так как ямы в старой бетонке достигают метр в длину на пол метра в глубину, без преувеличения, и появляются такие ямы через каждые 5-10 метров. Вдоль всей этой дороги со стороны полигона находящийся ближе к Питеру насыпан земляной вал высотой метров 10, для того, чтобы низко летящие снаряды не попали в едущий транспорт.
…
На вторых майских праздниках (2015г) мне было нечем заняться и я решил разведать территорию Ржевского полигона, открыл спутниковые карты, посмотрел тропы и через пол часа уже ехал на электричке до ЖД станции Бернгардовка.
Исследовать такую большую территорию я решил на своём верном, железном коне.
От ЖД станции до моей первой точки — карьера я добрался за 10-15 минут. Карьер этот, по местной легенде, образовался довольно интересным образом, планировалось выровнять площадку для какого-то будущего завода на территории полигона, выровняли, начали рыть котлован, каждый раз котлован рыл один и тот же трактор с ковшом, который в конце смены оставляли на дне ямы и рабочий шёл домой. Но однажды придя с утра на работу — тракторист не нашёл своего трактора, потому , что его скрывала толща воды метров в 10 :)
Говорят, что трактор дорыл до артезианских вод, собственно карьер теперь наполнен минералкой небесно-голубого цвета, вода очень чистая, рыбы и водорослей нет, купаться летом там одно удовольствие.
От этого карьера можно считать начало Ржевского полигона. Дальше я поехал по старой, военной ЖД ветке, вернее по её остаткам.
Весна — пора, когда природа просыпается, повсюду были эти белые цветочки — Ветреница дубравная .
По всему полигону установлено множество смотровых вышек подобной этой, с них открывается хороший обзор на округу
С этой например я разглядел бывшую военную обсерваторию
На верху раньше был телескоп, об этом мне поведал местный сторожил, это ,кстати, участки себе вояки отжали.
Обсерватория оказалась на замке, а ближайшее окно на высоте 4-х метров.
…
На территории полигона проходят несколько дорог для военных, они соединяют южную часть полигона с северной, как оказалось позднее — место это излюбленно квадроциклистами мотоциклистами, которые ездят туда, чтобы «помесить грязь» на местных тропах.
Через каждые 300 метров мне попадалась такая вот табличка:
Были так же и аналогичные предупреждения про майские праздники, но сфотографировал я только эту.
Через некоторое время показалась ещё одна вышка
С неё видна позиция отстрела пушек
едем дальше…
Снова вышка, на этот раз с видом на заболоченное озерцо.
Следующей точкой был «Поклонный крест», вот что по этому поводу говорит викимапия:
Предположительно одно из мест под Ленинградом, где приводились в исполнение смертные приговоры первых лет Советской власти (примерно с середины 1920 гг до конца 1930 гг)
На месте установлен деревянный поклонный крест, к деревьям прикреплены иконки.
Это же место указывается в автобиографическом романе финского писателя Юхани Конкка «Огни Петербурга»
Старая финская брусчатка, прекрасно сохранилась.
Дальше я отправился на озеро школьное.
Для отработки старта на крупномасштабной модели (масштаб 1:4) на Школьном озере Ржевского полигона в 1974 году был построен стенд, где впервые были отработаны принципы выброса ракеты из шахты пороховым аккумулятором давления, движения ракеты со сбросом отделяющихся частей амортизации и запуска двигателя увода. Затем исследования были продолжены на натурных макетах ракет на плавстенде ПС-5М в Балаклаве. Корабельные испытания комплекса Д-11 проводились на подводной лодке К-140, переделанной по проекту 667АМ на Северном флоте. (с)Викимапия
Вот , что осталось от стенда и былого величия.
Едем дальше, местность становится холмистой
То слева, то справа мелькают какие-то непонятные бетонные укрепления
Дорога становится совсем паршивой, часто велосипед приходится толкать вперёд руками, не проехать даже на пониженной передаче, колёса вязнут в каше.
Дорога вела в Пурново, на испытательную базу ГИПХ
Сразу за испытательной базой следовала Лаборатория 122, говорят она специализировалась на лазерных технологиях.
Кругом пусто, разруха, всё заброшено и вывезено.
Выезжаю на дорогу через полигон и через какое-то расстояние снова вижу вышку.
К ней было не подойти, так как её окружали болота глубиной по колено.
На протяжении всего пути мне попадалось большое количество речек, все они были с водой цвета Кока колы.
Очень скоро я достиг бывшего села Рогозинка, которое впоследствии стало военной частью, которую потом тоже забросили.
Внутри центра связи сохранилось большое количество приборов, довольно интересное место.
Это было последнее, что я увидел на Ржевском полигоне, потому что через 4 км был выезд на трассу, напоследок я решил посмотреть озеро Волоярви .
По соседству на ферме были очень дружелюбные бычки
А время уже было к закату, день прошёл очень быстро и насыщено, я совсем забыл, что это было 9-е мая, и то что если днём +20 и можно кататься в шортах и футболке — то после захода солнца температура может опустится до +5 ,+10 градусов и наступит лютый дубак .
По пути к железнодорожной станции мне попалось ещё несколько интересных объектов…. На территории военного городка установлена Ракета-носитель «Космос-3М» 11К65М
Модульная станция «Воронеж-ДМ» высокой заводской готовности (ВЗГ), предназначена для использования в составе системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН)
Последние лучи теплоты… и 15 км до ЖД платформы.
Если кратко — топил я, что было сил, под конец даже начал неплохо так замерзать, когда оказался на платформе — было 22:00, посмотрел с платформы салют в честь 9-го мая, и через 5 минут уже грелся в электричке.
…End